Главная » 2017 » Декабрь » 8 » В каждом объекте – его душа
23:00
В каждом объекте – его душа

Алеся Чечура "БН"

Сегодня гостем нашей школьной газеты «Без назвы» стал замечательный человек, профессионал, посвятивший себя любимому делу – строительству. Это Николай Захарович Ашейчик, почетный гражданин г. Солигорска и Минской области. Много лет Николай Захарович руководил Стройтрестом № 3 Ордена Октябрьской революции в г. Солигорске. Его строительной гордостью является не только Солигорск - один из красивейших молодых городов Беларуси, но и крупнейший в мире калийный комбинат, каким является сегодня ОАО «Беларуськалий», предприятия лёгкой промышленности, объекты соцкультбыта и, конечно, жилые дома. Его руки и душа коснулись всего, что высится сегодня под небом Солигорска и далеко за его пределами.

Сегодня Николай Захарович на заслуженном отдыхе, но активно участвует в общественной жизни: встречается с молодежью, выступает на торжественных линейках и классных часах, делится своей мудростью и заряжает своим оптимизмом. О нем немало написано в районных и республиканских газетах, но нам захотелось лично познакомиться с ним и больше узнать о нем, как о человеке.

«БН»: Николай Захарович мне бы хотелось начать наше интервью с ваших воспоминаний о детстве.

Н.З.: Детство было трудным, если оно, конечно, было. Я родился в 1940 году, в 41 началась война. Жили мы в деревне Уголец, это Пуховичский район. Немцы постоянно не присутствовали в деревне, а делали облавы. Во время этих облав всё население убегало в лес, детей, в том числе и меня, уносили в простынях, за плечами. Однажды ушли из деревни, а вернулись на пепелище. Вся деревня было сожжена дотла. В том числе и наш дом. Пришлось построить землянки, в них и жили.

В 44-м году немцы сожгли и землянки перед отступлением. Кто мог убежать – убегал, кто нет – оставался здесь. Всех, кто остался, забрали в Марьиногорский лагерь, где за проволокой мы пробыли 30 дней. В конце июня или начале июля немцы покинули лагерь, забрав с собой взрослое население от 16 лет и старше. А стариков и детей отпустили домой.

Ну а потом школа. Школа была достаточно символической. В первые классы набирались дети разных возрастов, все, кому война не позволила учиться.

В 58-м году я окончил школу и поступил в техникум, а спустя 3 года приехал в Солигорск и здесь «приземлился» надолго. Можно сказать, навсегда.

«БН»: Как вы выбрали свою профессию? Что послужило главным фактором?

Н.З.: После войны самыми важными и престижными были два направления: армия и строительство. Республика была разорена, надо было все восстанавливать, отстраивать, поэтому в строительство потоком хлынула молодежь. Это была на тот момент самая востребованная профессия. Вот и я пошёл учиться в строительный, а мой брат посвятил жизнь армии, стал военным.

«БН»: А вы служили в армии?

Н.З.: Да. Я служил в армии после окончания техникума. Служил я в Московской области, сейчас это уже город Москва. Служил я недолго, не более 2-х лет, в 63-м году вернулся и продолжил строительное дело. Строили тогда первый калийный комбинат, самый значимый, знаменитый на то время объект.

«БН»: Под вашим руководством было построено много различных объектов, даже не сосчитать. Но какой объект для вас является самым важным?

Н.З.: Знаете, я бы не сказал, что могу выделить один-два самых важных объекта. Их много. Больше десятка открывались вместе с Президентом. Но, если подумать, то можно гордиться таким значимым делом, как реконструкция Радзивилловского замка. Реконструкция шла лет 10 или 12. Но потом Президент пригласил меня туда, в Несвиж. Расторгнув договора со всеми, кто тогда занимался реконструкцией, поручил это задание тресту №3, которым я руководил. И мы года 4 там работали.

Сегодня замок окупается за счёт экскурсантов. Приятно знать, что туристы из-за границы посещают сейчас не только тракторный завод, например, но и Несвижский замок.

Знаковыми и сложными строительными объектами стали гостиницы. Гостиницы современные, где полнейшая компьютеризация, когда, не выходя из номера, можно рассчитаться за ресторан, за парковку и так далее. И пожарная сигнализация, и вся система обслуживания - всё сделано на высшем уровне.

Также нашими руками построены важные в Беларуси объекты здравоохранения. Реабилитационный центр для детей, больных ДЦП, 2 клиническая больница, лечебно-диагностический корпус и операционно-реанимационный блок, где белорусским кардиохирургом Юрием Островским была сделана первая пересадка сердца сначала взрослому, а потом и ребенку.

Но для того, чтобы построить столько хороших и качественных объектов, нужны были хорошие специалисты. И для начала мы решили создавать хорошие условия для наших работников. Обратили внимание на быт, занялись пошивом спецодежды, установили в бытовках души. Для рабочего человека это очень важно.

В 90-е годы в Минске строился Международный центр молодёжи. Финансировали этот проект немцы, они требовали отличного качества работы. Сначала они заключили договор с Минским стройтрестом, но расторгли его, и нам удалось каким-то образом убедить их, что мы этот объект сделаем качественно и в указанные сроки. В договоре мы прописали условие - учёбу наших людей в Германии. Мы получили возможность обучить наших людей, побывали на их производстве, увидели все своими глазами. Наши работники стажировались там, всё схватывали на лету. Немцам только и оставалось хвалить нас. Не раз в Германию ездил и я, и инженеры стройтреста, мастера. Оттуда мы и привезли современные европейские технологии. Потом были еще деловые поездки во Францию, в Австрию, где знакомились с предприятиями, строительными объектами. Но Германия все же запомнилась больше, там мы многому научились.

Так что сложно сказать, какой объект самый значимый. В каждый была вложена душа. Каждый новый имеет свою специфику. А у нас был такой девиз: «Каждый следующий объект - лучше предыдущего».

«БН»: Какой вы можете вспомнить самый счастливый момент в жизни?

Н.З.: Вы знаете, в одно время, в Советском Союзе, когда мы были молоды, было очень интересно жить.

Мы были тогда ещё молодыми людьми, работали не покладая рук, а по выходным отдыхали вместе с друзьями, семьями. Тогда была настоящая дружба, человеческие отношения. Не было еще того «вещизма», который захватил наших людей позже. Мы тогда все праздники праздновали по очереди. У меня Новый год, у моего друга 1 мая, у другого - День Советской Армии. Выходили на природу, бывало дети, идя за коляской, засыпали на ходу. И это было счастливое время.

Вот именно эти моменты вспоминаются с удовольствием.

«БН»: Расскажите что-нибудь о своей семье.

Н.З.: С женой мы познакомились на празднике. Я тогда уже работал. Нас тогда девчата пригласили, и вот мы с компанией пришли к ним. Так и познакомились, стали встречаться. Н танцы ходили. Солигорск строился, еще не было такого благоустройства, как сейчас. Бывает, идёшь после танцев, пойдёт вдруг дождь или снег, так по колено глины домой приносишь. Дорог хороших не было, а мы же женихи, в туфлях ходили. Вот только потом эти самые туфли сушить надо было неделю.

С женой прожили вместе много лет, вырастили трех дочерей. Уже есть шестеро внуков и двое правнуков. На праздники собираются у нас в Старобине, не забывают.

«БН»: А ваши дети не были против вашей работы? Ведь она довольно трудная.

Н.З.: Нет. Такого не было, чтобы дети родителями руководили. (Смеется) Да и что дети, ведь когда меньше внимания и контроля со стороны родителей, то они рады.

У нас бабушка жила всё это время, и она была очень хорошей гувернанткой. Все слушались её, и старшая дочь и близняшки. Она их полностью сама воспитала.

Вот были моменты. Бабушка в своей комнате, близняшки в своей комнате играют. Тут их отправят спать. Ну и одна положит куклу и сама ляжет. Бабушка заходит, смотрит, вроде две, ну всё в порядке, все на месте. Потом они меняются. Вот на такие уловки они шли. И бабушка их так и не разоблачила.

БН: Поделитесь своими увлечениями.

Н.З.: Пасека. Очень люблю пчелами заниматься. Еще с самого детства этим увлекаюсь. Отец был знатным пчеловодом, сам колоды делал, все своими руками. И меня приучил.

Ещё люблю охоту. Последний раз был на охоте в прошлую субботу, и если снег будет, то и в эту субботу поедем. И мест, где я охотился, тоже много, есть и трофеи. И все же, если сравнить, пчеловодство для меня намного важнее.

БН: Кто из родителей является для вас авторитетом? Чему они научили вас?

Н.З.: Они оба являются для меня авторитетом. Папа был строгим. У нас не существовало понятия что-то не сделать, не выполнить команду отца. Сказано что-то сделать, мы обязаны это сделать, причем безупречно. Это даже не обсуждается.

Во время войны он был сапёром и под командованием Жукова дошёл до рейхстага. И даже там расписался.

Отец был трудоголиком, и даже по вечерам что-то строгал, мастерил из дерева посуду, бочки, мебель и для себя, и для соседей.

А мама у нас была добрячкой, всегда понимала нас. Родители дополняли друг друга. Сейчас родителей уже нет, но связь с родными поддерживаем.

«БН»: Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, поменяли бы вы что-нибудь?

Н.З. (задумался): Сказать сложно. Пожелать, чтобы не было войны - не в наших силах. Прожить жизнь без трудностей – тоже невозможно. Так что, пожалуй, нет. Я думаю, что в жизни, по большому счету, не была допущена ошибка.

Что ж, мы благодарим Николая Захаровича за интересную беседу и желаем ему здоровья и оптимизма.

 

Категория: Новости пресс-центра | Просмотров: 789 | Добавил: Алена_Данілевіч | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
avatar